Дорожные ограждения: виды, особенности, маркировка
Дорожные ограждения являются важной составляющей и неотъемлемой частью любых автомобильных дорог, от небольших проселочных, до крупный автомагистралей. К такой необходимости приводит значительное увеличение количества автомобилей на дорогах. Соответственно, возрастает число аварий и других дорожно-транспортных ситуаций. Дорожные барьеры выполняют важную функцию - направляют движение транспорта, ограждают аварийные участки, смягчают последствия при ДТП и прочее. В это статье мы рассмотрим основную классификацию дорожных ограждений, научимся их различать и выбирать подходящие.
Назначение и виды дорожных ограждений
Основная функция дорожных ограждений - предупредительно-защитная. Их используют повсеместно для таких целей:
- Предотвращение выезда автомобилей за пределы дорожного покрытия.
- Разделение потока транспорта и пешеходов.
- Ограждение аварийных участков дороги, мест ДТП и других чрезвычайных ситуаций.
- Обозначение зоны проведения ремонта дорожного покрытия, ограждение строительных участков.
- Указание на место поворота, съезда с основной дороги, объезда.
- В качестве сигнального маячка около резких поворотов, мостов или крутых склонов.
- Позволяют уменьшить и регулировать нарушение правил и количество ДТП.
- В качестве временных ограждений для спортивных и культурно-массовых мероприятий.
По классификации дорожных ограждений выделяют две большие группы:
- Конструкции барьерного типа. К ним относятся дорожные блоки, барьеры, бордюры, парапеты. Основная область их применения - недопущение съезда автомобилей с дороги, предотвращение столкновений и других аварийных ситуаций на дороге.
- бордюры - бетонные или железобетонные конструкции недеформируемого типа. Чаще всего вы встретите такие виды бордюров: высота 0.35 - 0.5 метра, позволят удержать автомобиль в черте проезжей части, и высота не более 0.35 метра - относятся к элементу отделки тротуаров и не препятствуют наезду автомобиля.
- парапеты - внешне представляют собой сплошную стенку, которые отделяют проезжую часть от пешеходной. Высота парапетов 0.5 - 0.65 м.
- барьерные ограждения включают в себя блоки, конусы, барьеры штакетного типа. При столкновении с автомобилем они деформируются, сдерживая силу удара.
2. Перильные конструкции - к ним относятся сетки из металла, которые препятствуют выходу на дорогу животным и регулируют движение пешеходов.
Маркировка дорожных ограждений
Выбирая дорожные ограждения, в некоторых интернет ресурсах вы можете встретить непонятные на первый взгляд аббревиатуры. Таким образом обозначается стандартная маркировка металлических ограждений барьерного типа согласно ГОСТ 26804-86:
- 11ДО и 11ДД - дорожные односторонние и двухсторонние соответственно. Односторонние барьеры устанавливают на дорогах различной загруженности для предотвращения ДТП и уменьшения их последствий. Двухсторонние размещают на оси дороги, что позволяет разграничивать встречные полосы движения автомобилей. В случае ДТП двухстороннее ограждение сдерживает силу удара и не допускает выезд на встречную полосу;
- 11МО и 11МД - односторонние и двухсторонние мостовые. Из названия становится понятно, что устанавливают их на мостах во всю длину. Односторонние у границ габаритов мостового сооружения, двухсторонние разделяют полосы встречного движения.
Из каких материалов изготавливают дорожные ограждения
Кроме основной классификации дорожные ограждения различают также по материалу. При их производстве зависимо от назначения используют такие материалы:
- Металл - очень популярный и часто встречаемый тип ограждений. Их конструкция представляет профиль из металла, который закрепляют на стойках из стали или дерева. Между профилем и стойками располагается специальный амортизатор, который забирает на себя большую часть энергии при столкновении с автомобилем. Основное назначение металлических ограждений - уменьшить количество аварий на дороге и снизить последствия после ДТП. Металлические барьеры просты в монтаже и демонтаже. Их устанавливают как на автомобильных дорогах, так и пешеходных зонах или строительных участках.
- Бетон - конструкции из бетона относятся к недеформируемым. В ограждения из бетона входят бордюры и парапеты. Лицевая часть бетонных барьеров, как правило, имеет наклонную закругленную кромку. Конструкции из бетона часто устанавливают на возвышенностях, чтобы предотвратить падения транспорта с большой высоты. К недостатком бетонных барьеров можно отнести высокую травмоопасность для человека в случае столкновения.
- Пластик - по сравнению с бетонными и металлическими конструкциями имеют массу преимуществ. Они очень легки в транспортировке и установке. Вкладывающиеся ограждения могут собираться в компактную конструкцию и занимают мало места. Таким образом одновременно можно перевозить большое количество блоков. Кроме всего прочего, пластиковые ограждения обеспечивают высокую безопасность в случае аварии, как для автомобиля, так и для человека. Самый распространенный тип пластиковых ограждений - это водоналивные блоки. В верхней части у них расположено специальное отверстие, которое заполняется водой или песком. При заполнении они образуют устойчивую конструкцию с хорошими амортизирующими свойствами. Для изготовления блоков используется специальный ударопрочный пластик. Он выдерживает перепады температур, устойчив к ультрафиолету и не требует обновления краски. Пластиковые ограждения можно выстраивать под различным углом, что позволит вам оградить любой участок дороги, строительные площадки, аварийные участки. Для лучшей видимости в темное время суток на пластиковые ограждения клеят специальную светоотражающую разметку.
Условия расположения дорожных ограждений
Как правильно установить дорожные ограждение, в каком месте и количестве зависит от прямого назначения конструкции.
Так, защитные ограждения обязательно устанавливают на опасный участках дороги, крутых склонах и поворотах, где представлен самый высокий риск возникновения аварии. К таким конструкциям относятся ограждения из бетона или железобетона. Они выдерживают большие нагрузки и могут остановить даже габаритный автомобиль.
Направляющий тип ограждений размещают по бокам дороги или на разделительной полосе. Их главная задача указать направление движения транспорта.
Разделительные барьеры устанавливают по центру трассы, чтобы разделить поток транспорта и встречную полосу движения. Чаще всего в таких случаях используют двухсторонние металлические конструкции.
Сигнальные и предупреждающие ограждения размещают на проезжей части дороги, около аварийного участка, места аварии или строительной площадки. Данные барьеры должны быть яркого заметного цвета, при необходимости оснащаются светоотражающей разметкой. В качестве таких ограждений используются пластиковые дорожные блоки и барьеры штакетного типа.