Монтаж опалубки перекрытий - материалы, технологии Техпром
Строительство с использованием монолитных железобетонных перекрытий уже давно считается перспективным, удобным и надежным типом возведения сооружений. Их преимущество состоит в прочности, устойчивости к возгоранию или газовым авариям. Но главное, на что следует обратить внимание, это простота их изготовления.
Чтобы создать железобетонное перекрытие, достаточно одного залива бетона. Однако, при использовании некачественной или поврежденной опалубки перекрытий, все преимущества монолитного строительства сходят на нет. Поэтому, еще на этапе проектирования важно правильно подобрать опалубочную систему
Из каких материалов производят опалубку перекрытий
Для изготовления горизонтальной опалубки используют самые различные материалы. Давайте рассмотрим самые распространенные:
- деревянная опалубка перекрытий - чаще всего встречается в небольшом частном строительстве. Такой тип опалубки относится не к заводскому, а самодельному. Как правило, для изготовления деревянной опалубки используют лиственные или хвойные породы деревьев, а именно доски, брусья, балки и щиты. Деревянную опалубку можно собирать, как с новой древесины, так и б/у. Главное, чтобы составляющие элементы были прочными, без следов гниения. Именно опалубка из дерева является наиболее доступным типом опалубочных систем. К недостаткам можно отнести узкую область применения. Если для частного строительства прочности деревянной опалубки будет достаточно, то для капитального строительства следует выбрать материал прочнее;
- фанерная горизонтальная опалубка - более устойчивый и прочный тип опалубки, в сравнении с деревянной. Обычно для изготовления используют влагостойкую фанеру бакелизированного или ламинированного типа. Опалубка из фанеры менее восприимчива к негативным внешним факторам и механическим повреждениям. Опалубочная система такого типа также не отличается большим сроком эксплуатации и чаще используется для частного строительства;
- пластиковая опалубка перекрытий - не особо популярный и распространенный тип опалубки. К её преимуществам можно отнести общую легкость материала, простоту монтажа и идеально гладкую поверхность готовой бетонной конструкции. Основной недостаток пластиковой опалубки - это не большая прочность и высокая стоимость по сравнению с фанерной или деревянной опалубкой;
- использование комбинированных материалов - самый распространенный тип опалубки перекрытий. Конструкция сочетает в себе элементы из металла и дерева. Металлические элементы - это стойки, унивилки, треноги. А деревянные - балки и ламинированная фанера. Такой тип опалубки считается долговечным и неприхотливым. Металлические составляющие практически не подвержены механическим повреждениям и отличаются высокой прочностью.
Основные виды опалубки перекрытий
Существует несколько основных типов горизонтальной опалубки:
- на объемных стойках;
- на телескопических стойках.
Опалубка на объемных стойках позволяет создавать перекрытия шириной до 1 метра и высотой до 12 метров. При использовании объемной опалубки, стойки соединяют в единую систему при помощи продольных и поперечных ригелей. Монтаж осуществляется при использовании клиновых и чашечных креплений (замков). Таким образом нагрузка будет равномерно распределятся на каждый элемент.
Если вы планируете создавать перекрытия выше 12 метров, необходимо усиливать конструкцию объемной опалубки диагональными раскосами.
Объемные стойки можно расставлять с шагом метр на метр и 2 метра на 2.5 метра. Это позволяет общей конструкции подстраиваться под особенности строительного объекта.
Опалубка на телескопических стойках самый практичный и популярный тип опалубки. Основной элемент, который принимает на себя всю нагрузку - это телескопические стойки. Стойки состоят из двух труб разного диаметра, которые вставляются друг в друга и выдвигаются телескопическим способом. Такой метод позволяет регулировать необходимую высоту стойки и создавать перекрытия высотой до 5 метров.
Преимущества опалубки на телескопических стойках:
- высокая несущая способность и надежность;
- простота монтажа;
- высокая оборачиваемость. Опалубка на телескопических стойках выдерживать до 200 циклов заливки.
Основные комплектующие для опалубки перекрытий
Поскольку именно опалубка на телескопических стойках относится к самому распространенному и часто используемому типу опалубочных систем, рассмотрим из каких элементов она состоит:
- телескопическая стойка - устанавливается на ровную горизонтальную поверхность, является несущим элементом конструкции;
- тренога - опорный элемент, в который вставляется стойка для надежной фиксации и устойчивости. На треногу приходится большая часть всей нагрузки при монтаже опалубки;
- унивилка - устанавливается на верхний край стойки, служит для размещения балки в строго горизонтальном положении. Монтируется унивилка при помощи фиксации клинового типа;
- балка - вставляется в унивилку, обеспечивает удержание фанеры и распределяет нагрузку по всей рабочей поверхности. Чаще всего используют балку из древесины. Балки устанавливают перпендикулярно друг другу в два слоя;
- фанера или палуба - рабочая поверхность для заливки бетона. Кроме фанеры в качестве палубы используют профнастил, дерево или пластик. Поскольку именно палуба контактирует с бетонным раствором, она должна быть износостойкой, прочной и легко отсоединятся от бетона при демонтаже.
Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий
Первый и самый важный этап каждого строительства - это составление плана и точные расчеты. Поэтому сначала необходимо просчитать требуемое количество стоек, балок и палубы.
Непосредственно монтаж опалубки перекрытий состоит из таких этапов:
- Подготовка площадки под монтаж. Территория очищается от мусора, в случае с неровной поверхностью используют подложку из досок.
- Установка необходимого количества треног и стоек.
- На следующем этапе стойки выдвигают на требуемую высоту, устанавливают унивилки и балки.
- После происходит укладка листов фанеры.
- Демонтаж осуществляется после полного застывания бетона строго в обратном порядке.
Кроме самого процесса монтажа стоит учитывать важные моменты:
- к монтажу допускаются только работники, которые прошли соответствующий инструктаж и знают правила техники безопасности;
- перед началом монтажа каждый элемент проверяется на исправность и целостность. Нельзя использовать комплектующие со следами гниения, коррозии и других механических повреждений;
- в качестве подложки для стоек нельзя использовать кирпичи. Подойдут только доски;
- для облегчения демонтажа, перед началом заливки, фанеру покрывают полиэтиленом или другим герметичным материалом;
- демонтировать опалубку перекрытий можно только после того, как бетон наберет свыше 50% прочности. Уровень прочности должен быть таким, который будет обеспечивать устойчивость к погодным условиям и который будет сохранять целостность при нагрузках;
- скорость застывания бетона будет зависеть от погодных условий, толщины перекрытия и даже марки бетона.